Консультация для
педагогов ДОУ
«Интерактивные формы
работы с родителями в ДОУ»
Изменения,
происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего,
на улучшения его качества. Положительный результат может быть достигнут только
при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства,
подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и
родителями воспитанников на всем протяжении дошкольного детства. Однако
родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не
обладают глубокими знаниями в области воспитания дошкольников. Поэтому цель и
задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения
педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи
свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими
установками родителей.
Интерактивные
формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого
осуществляется взаимодействие. Такие формы наиболее интересны родителям, потому
что они позволяют без назиданий познакомить родителей с
психолого-педагогической литературой по воспитанию детей дошкольного возраста,
познакомить с особенностями восприятия окружающего мира ребенка, повысить
авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр т, создать единое
образовательное сообщество.
Основными
целями интерактивного взаимодействия являются:
-
обмен опытом;
-
выработка общего мнения;
-
формирование умений, навыков;
-
создание условия для диалога;
-
группового сплочения;
-
изменения психологической атмосферы.
Самой общей
задачей в интерактивной технологии является фасилитация
(поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:
–
выявление многообразия точек зрения;
–
обращение к личному опыту участников;
–
поддержка активности участников;
–
соединение теории и практики;
–
взаимообогащение опыта участников;
–
облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
–
поощрение творчества участников.
Выделяют следующие
нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на
сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: родительский марафон, интерактивные
выставки, семейные клубы, дискуссии, круглые столы, симпозиумы, дебаты,
семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется
принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения
по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и
т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не
навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход
из сложившейся ситуации.
Для родителей групп раннего возраста можно провести такие
формы взаимодействия: семейный клуб, круглый стол, мастер-классы, где родители учатся
изготавливать пластилин, рисовать сказку, узнают и испытывают на себе различные
виды закаливания и многое другое. Процесс взаимодействия организуется таким
образом, что все родители оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения,
изготовления. Показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной
стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой –
удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Тренинг«Семья
за столом».
Цель:
помочь родителям осознать свои личные особенности, свое эмоциональное
восприятие окружающих близких людей, а также наладить с ними адекватные
отношения, повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
Каждый раз в
процессе проведения таких мероприятий,
родители открывают для себя много нового, у родителей кардинально
меняется точка зрения и приходит осознание того, как много им нужно
пересмотреть в воспитании своего ребенка и своего поведения.
Квест.
1.Упрощает родителям
планирование совместных культурных прогулок с детьми.
2.Даёт родителям
понимание личной заинтересованности педагога в проведении семейных прогулок.
3.Является
привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать
познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
4. Обогащает детей
сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
6.Формирует у детей
унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во
время работы в группе.
7.Позволяет воспитателю
выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с
точки зрения решения образовательных задач в группе.
Приемы использования при проведении квеста:
1.
Квесты
по запискам, когда каждая следующая подсказка указывает, куда идти дальше.
Задания в записках можно писать как есть, или зашифровывать
2.
В
квестах по ориентированию самое важное
пройти точно по заданному маршруту и найти все контрольные пункты. Для таких соревнований
нужна хорошая подробная карта местности. А чтобы было интереснее, на пунктах
можно расположить тайники (положить клад в дупло, прикопать у корней,
пристроить в нише между кирпичей). Если дети бегают несколькими командами,
нужно сразу договориться, не разорять весь клад и аккуратно прятать его на
место.
3.
В
секретных местах могут прятаться не записки, а живые ведущие, изображающие
разных персонажей. Чтобы получить очередную подсказку, детям придется выполнить
задание ведущего.
4.
Для
малышей можно нарисовать на дорожках парка картинки и выдать им бланки с такими
же картинками. Задача участников – пробежать по парку, найти все картинки и
отметить у себя на бланке. Можно искать не рисунки на асфальте, а наклейки.
5.
И в
городе, и на природе можно сделать фотографии интересных объектов и предложить
детям или просто их найти, или выполнить задания у этих объектов.
6.
Можно
нарисовать путь к финишу стрелками – пусть дети их ищут и бегут в указанном
направлении. Интересно сделать и обманные стрелки, чтобы дети проверяли и
исключали ложные пути.
7.
Еще
одна игра “Принеси мне”. Ребята с родителями получают список предметов. Он
может быть подробным, например, список растений и определитель к нему. Или
примерным: “что-то желтое; что-то сделанное руками человека; что-то на букву
“Л”; что-то мягкое”. Для малышей можно сделать список с изображениями искомых
предметов. Задача участников собрать и принести все предметы из списка.
8.
Можно
комбинировать разные способы, например, устроить квест по запискам, в конце
которого ребята найдут карту для ориентирования на местности. Или чередовать
объекты, где задания дают персонажи и те, где дети сами должны что-то сделать.
Или по стрелкам прибегать в секретные пункты, где лежит очередное задание или
карта.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее
успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам.
1.Доступность заданий –
не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2.Системность – задания
должны быть логически связаны друг с другом.
3.Эмоциональная
окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми
формами и приёмами.
4.Разумность по времени.
Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок
не устал и сохранил интерес.
5.Использование разных
видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6.Наличие видимого
конечного результата и обратной связи.
Проведение данной
приключенческой игры создает условия не только для установления
доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и
педагогами, но и обмена опытом воспитания и организации квестов в семье. Общаясь между собой в ходе проведения квеста,
родители осваивают новый опыт воспитания, организации такой игры в семье.
Все вышесказанное определяет концептуальные позиции
интерактивных форм взаимодействия:
•
Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с
использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
•
Интерактивное общение способствует умственному развитию.
•
При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются
коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и
проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика
начальному отправителя.
•
Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности
обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
•
Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и
повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
•
Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя
обеим сторонам устранять помехи.
•
Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на
практике.
Применение интерактивных методов позволяет значительно
углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного
проживания и отреагирования, что способствует интеграции
психолого-педагогических знаний и навыков.
Положительной стороной
подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения,
их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Семья
и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка
необходимо их взаимодействие.
Взаимодействие
семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд,
требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В
новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства,
диалога.
Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с
родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями,
повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по
различным образовательным областям.
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
- "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"
Материалы семинара практикума по ИЗО ДОУ № 443
- Плетение из газетных трубочек
- Использование метода правополушарного рисования, воспитатель Дыхнова А.А
- Экологический мастер-класс из бросового материала, воспитатели Рантова О.А, Толстух Е.В.
- Рисование воздушными шарами, Кузьмина Д.М.
- Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством развивающей "Квадрат Воскобовича" игры.
Чудеса из манной крупы, воспитатель Подылина Л.В., МДОУ 335
Самодельная игрушки из ткани Зайчик на пальчик, учитель-логопед Чистякова Н.А.
Пуговица маленькая деталь с большими возможностями, воспитатель Федорова Е.В.
Story stones как метод развития дошкольников, воспитатель Бухарова Л.В.
Консультация для педагогов ДОУ
«Интерактивные формы
работы с родителями в ДОУ»
Изменения,
происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего,
на улучшения его качества. Положительный результат может быть достигнут только
при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства,
подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и
родителями воспитанников на всем протяжении дошкольного детства. Однако
родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не
обладают глубокими знаниями в области воспитания дошкольников. Поэтому цель и
задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения
педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи
свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими
установками родителей.
Интерактивные
формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого
осуществляется взаимодействие. Такие формы наиболее интересны родителям, потому
что они позволяют без назиданий познакомить родителей с
психолого-педагогической литературой по воспитанию детей дошкольного возраста,
познакомить с особенностями восприятия окружающего мира ребенка, повысить
авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр т, создать единое
образовательное сообщество.
Основными
целями интерактивного взаимодействия являются:
-
обмен опытом;
-
выработка общего мнения;
-
формирование умений, навыков;
-
создание условия для диалога;
-
группового сплочения;
-
изменения психологической атмосферы.
Самой общей
задачей в интерактивной технологии является фасилитация
(поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:
–
выявление многообразия точек зрения;
–
обращение к личному опыту участников;
–
поддержка активности участников;
–
соединение теории и практики;
–
взаимообогащение опыта участников;
–
облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
–
поощрение творчества участников.
Выделяют следующие
нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на
сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: родительский марафон, интерактивные
выставки, семейные клубы, дискуссии, круглые столы, симпозиумы, дебаты,
семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется
принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения
по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и
т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не
навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход
из сложившейся ситуации.
Для родителей групп раннего возраста можно провести такие
формы взаимодействия: семейный клуб, круглый стол, мастер-классы, где родители учатся
изготавливать пластилин, рисовать сказку, узнают и испытывают на себе различные
виды закаливания и многое другое. Процесс взаимодействия организуется таким
образом, что все родители оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения,
изготовления. Показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной
стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой –
удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Тренинг«Семья
за столом».
Цель:
помочь родителям осознать свои личные особенности, свое эмоциональное
восприятие окружающих близких людей, а также наладить с ними адекватные
отношения, повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
Каждый раз в
процессе проведения таких мероприятий,
родители открывают для себя много нового, у родителей кардинально
меняется точка зрения и приходит осознание того, как много им нужно
пересмотреть в воспитании своего ребенка и своего поведения.
Квест.
1.Упрощает родителям
планирование совместных культурных прогулок с детьми.
2.Даёт родителям
понимание личной заинтересованности педагога в проведении семейных прогулок.
3.Является
привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать
познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
4. Обогащает детей
сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
6.Формирует у детей
унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во
время работы в группе.
7.Позволяет воспитателю
выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с
точки зрения решения образовательных задач в группе.
Приемы использования при проведении квеста:
1.
Квесты
по запискам, когда каждая следующая подсказка указывает, куда идти дальше.
Задания в записках можно писать как есть, или зашифровывать
2.
В
квестах по ориентированию самое важное
пройти точно по заданному маршруту и найти все контрольные пункты. Для таких соревнований
нужна хорошая подробная карта местности. А чтобы было интереснее, на пунктах
можно расположить тайники (положить клад в дупло, прикопать у корней,
пристроить в нише между кирпичей). Если дети бегают несколькими командами,
нужно сразу договориться, не разорять весь клад и аккуратно прятать его на
место.
3.
В
секретных местах могут прятаться не записки, а живые ведущие, изображающие
разных персонажей. Чтобы получить очередную подсказку, детям придется выполнить
задание ведущего.
4.
Для
малышей можно нарисовать на дорожках парка картинки и выдать им бланки с такими
же картинками. Задача участников – пробежать по парку, найти все картинки и
отметить у себя на бланке. Можно искать не рисунки на асфальте, а наклейки.
5.
И в
городе, и на природе можно сделать фотографии интересных объектов и предложить
детям или просто их найти, или выполнить задания у этих объектов.
6.
Можно
нарисовать путь к финишу стрелками – пусть дети их ищут и бегут в указанном
направлении. Интересно сделать и обманные стрелки, чтобы дети проверяли и
исключали ложные пути.
7.
Еще
одна игра “Принеси мне”. Ребята с родителями получают список предметов. Он
может быть подробным, например, список растений и определитель к нему. Или
примерным: “что-то желтое; что-то сделанное руками человека; что-то на букву
“Л”; что-то мягкое”. Для малышей можно сделать список с изображениями искомых
предметов. Задача участников собрать и принести все предметы из списка.
8.
Можно
комбинировать разные способы, например, устроить квест по запискам, в конце
которого ребята найдут карту для ориентирования на местности. Или чередовать
объекты, где задания дают персонажи и те, где дети сами должны что-то сделать.
Или по стрелкам прибегать в секретные пункты, где лежит очередное задание или
карта.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее
успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам.
1.Доступность заданий –
не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2.Системность – задания
должны быть логически связаны друг с другом.
3.Эмоциональная
окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми
формами и приёмами.
4.Разумность по времени.
Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок
не устал и сохранил интерес.
5.Использование разных
видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6.Наличие видимого
конечного результата и обратной связи.
Проведение данной
приключенческой игры создает условия не только для установления
доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и
педагогами, но и обмена опытом воспитания и организации квестов в семье. Общаясь между собой в ходе проведения квеста,
родители осваивают новый опыт воспитания, организации такой игры в семье.
Все вышесказанное определяет концептуальные позиции
интерактивных форм взаимодействия:
•
Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с
использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
•
Интерактивное общение способствует умственному развитию.
•
При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются
коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и
проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика
начальному отправителя.
•
Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности
обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
•
Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и
повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
•
Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя
обеим сторонам устранять помехи.
•
Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на
практике.
Применение интерактивных методов позволяет значительно
углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного
проживания и отреагирования, что способствует интеграции
психолого-педагогических знаний и навыков.
Положительной стороной
подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения,
их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Семья
и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка
необходимо их взаимодействие.
Взаимодействие
семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд,
требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В
новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства,
диалога.
Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с
родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями,
повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по
различным образовательным областям.
- "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"
- Плетение из газетных трубочек
- Использование метода правополушарного рисования, воспитатель Дыхнова А.А
- Экологический мастер-класс из бросового материала, воспитатели Рантова О.А, Толстух Е.В.
- Рисование воздушными шарами, Кузьмина Д.М.
- Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством развивающей "Квадрат Воскобовича" игры.
Чудеса из манной крупы, воспитатель Подылина Л.В., МДОУ 335
Самодельная игрушки из ткани Зайчик на пальчик, учитель-логопед Чистякова Н.А.
Пуговица маленькая деталь с большими возможностями, воспитатель Федорова Е.В.
Story stones как метод развития дошкольников, воспитатель Бухарова Л.В.
Сейчас большую часть времени дети проводят на свежем воздухе. Чтобы отдых оставил приятные впечатления и воспоминания, а неприятности не омрачили его, стоит подумать, о каких правилах безопасности необходимо напомнить детям.
1. Не всё, что привлекательно выглядит, является съедобным.
Лето – самое подходящее время, чтобы вместе с детьми изучить названия растений, ягод и плодов. На помощь придут энциклопедии, информация из интернета и ваши собственные знания. Если у вас есть сад, постарайтесь, чтобы в нём не росло ничего ядовитого: дети могут просто забыть, что красивые оранжево-красные ягоды ландыша или бузину ни в коем случае есть нельзя. Поэтому лучше, если их просто не будет на участке. В любом случае установите правило: незнакомое в рот не брать.
2. Осторожнее с насекомыми.
Поговорите с ребёнком о том, почему не нужно размахивать руками, если рядом оса или пчела. Почему лучше не пользоваться резко пахнущим мылом или детской косметикой с сильными ароматами. Что сделать, если всё-таки укусила пчела. Для защиты от опасных насекомых выберите репеллент с натуральными компонентами, разрешённый для детей.
3. Защищаться от солнца.
Стоит как можно раньше познакомить ребёнка с солнцезащитным кремом и объяснить, для чего и как часто им пользоваться. И даже с учётом нанесённого крема нужно не забывать про головной убор, чередование времени пребывания на солнце и в тени. Расскажите о периодах самого активного солнца и объясните, что если ребёнок чувствует, как ему начало щипать кожу, нужно сразу же уйти в тень.
4. Купаться в водоёмах только под присмотром взрослого.
Даже если ребёнок уверенно плавает или одет в специальные нарукавники, жилет и круг, обязательно будьте рядом внимательным наблюдателем и не упускайте его из виду. Так вы сможете видеть, что ребёнок плавает в специально отведённом, неглубоком месте и контролировать его движения.
5. Надевать защитное снаряжение.
Покупка велосипеда, роликов, скейтборда должна сопровождаться покупкой специальной защиты от травм. А надевание такого снаряжения пусть станет обязательным правилом. И неважно, одну минуту ехать до нужного места или двадцать.
6. Выбирать безопасные игровые площадки.
Прежде чем посадить ребёнка на качели, взрослому необходимо убедиться, что крепления прочные, а сиденье гладкое, без повреждений. Аттракционы в парках необходимо выбирать в соответствии с рекомендованным правилами возрастом, напоминать детям о пристёгивании и аккуратном поведении во время катания. Во время прыжков маленького ребёнка на батуте, взрослому нужно находиться рядом и не разрешать кувырки или прыжки нескольких детей на батуте одновременно. Также нужно объяснить ребёнку, что на солнце металлические части игровых конструкций могут сильно нагреваться и, прежде чем съезжать с горки, нужно убедиться, не горяча ли её поверхность.
7. Мыть руки с мылом перед едой.
А также фрукты, овощи и ягоды. Чтобы избежать инфекций и «болезней немытых рук», летом необходимо чаще напоминать детям о простых правилах гигиены, а также иметь с собой влажные салфетки на случай, если рядом не окажется воды. Также летом нужно тщательно следить за скоропортящимися продуктами и не хранить их при комнатной температуре.
8. Одеваться по погоде и ситуации.
Для жаркой погоды следует выбирать одежду из натуральных тканей – «дышащую» и свободную. Поговорите о том, почему в лес лучше надевать одежду с длинными рукавами, брюки и закрытую обувь. Обратите внимание на то, как одет ребёнок, играющий на детской площадке: опасными элементами одежды считаются тесёмки на футболках и платьях, шнурки, так как они могут зацепиться за игровое оборудование.
9. При грозе и молнии найти безопасное укрытие.
Даже если ребёнок не боится громких звуков, а вид сверкающей молнии кажется ему завораживающим, стоит чётко объяснить, какую опасность таит молния для людей на открытом пространстве, почему необходимо переждать непогоду в закрытом помещении подальше от окон и дверей.
10. Пить достаточно воды.
Хорошо, если у ребёнка есть свой рюкзак, а в нём бутылка с водой, которую можно наполнить. При активных играх нужно напоминать о питье каждые 15-20 минут, а в особенно жаркие дни нелишним будет распылять на тело термальную или обыкновенную воду. Желательно, чтобы, выходя из дома с детьми, родители держали в сумке стандартный летний набор: вода, солнцезащитное средство, мини-аптечка, головной убор.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий