вторник, 4 апреля 2023 г.

  ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На сегодняшний день изобразительная деятельность занимает лидирующее место среди различных средств формирования и развития воображения. Оно не только позволяет переживать ребенку чувства прекрасного, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воображение. В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целевой характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может оценить цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик , одно зрение не может предоставить ему полноты восприятия, необходимо в восприятие вносить осязание и прочие ощущения, помогающие образованию более полного представления. Изобразительное деятельность может помочь решению проблемы творческой самореализации детей с ОВЗ.Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил умений и знаний. В процессе  изобразительной деятельности  дети открывают мир прекрасного, пробуют себя и находят свое место в нём. В сложившихся современных условиях изобразительная деятельность должна играть особую роль в формировании социальных связей формирующегося человека путем вовлечения его в профессиональную, историческую, культурную традицию нашей страны. Особенно важно, для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать содержательно - и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной духовной деятельности.Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями должна носить эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, что бы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности. Изобразительная деятельность – это продуктивная деятельность, так как результатом является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности особенно велико для детей с ограниченными возможностями здоровья. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается изобразительная деятельность, которая очень важна ребенку перед школой. Рисование способствует развитию малкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процесса ребенок учится различать цвета и оттенки, поймет что такое размер и количество. Через рисование ребенок познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит. Не умея выразить свои эмоции словами, ребенок прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги радужными образами.Дети в процессе рисования часто общаются с интересующими их образами, разговаривают с ними. Эмоциональное отношение ребенка к цвету создает  дополнительные возможности для эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание ребенком окружающего происходит значительно быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме, выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Поскольку дети с ОВЗ это достаточно разнообразная группа по наличию дефектов, то и в занятиях рисованием нужны различные подходы. Причем, на начальном этапе следует отдавать предпочтение условному, декоративному рисованию, что связано со сложностью передачи детьми с ОВЗ пространства и объема. Каждое графическое изображение, несет в себе глубинную психологическую информацию. Тематическое рисование, являясь одновременно рисованием по представлению, прекрасно соответствует любому возрасту учащихся, но плохо воспринимается детьми с ОВЗ. В качестве начального сюжета могут быть предложены сказки, представляющие собой благодатную тематику интересную учащимся. Эта тематика дает нам блестящие примеры свободной игры воображения. Облако может быть ковром-самолетом, птицей, или просто цветовым пятном. Предметы и объекты могут иметь те характеристики которые задаст ребенок. На начальном этапе не стоит ожидать блестящих результатов, порой простое марание бумаги может носить терапевтический эффект, и это уже будет большим достижением. Ребенок в силу своих особенностей, стремится создать образ через осмысление окружающего мира, эмоционально отзывается на художественные явления любого уровня, восприимчив к неречевым проявлениям чувств и некритично относится к собственному рисунку. Все эти особенности позволяют развивать творческую личность через искусство, а конкретно - посредством рисования. Дети с ограниченными возможностями здоровья рисуют только то, что умеют. Обычно  это заученные изображения: фрукты, дерево, цветы, дороги, дождь и т.д. которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими коррективами. В целом образы на рисунках очень обеднены, лишены деталей. Поэтому, рисование в нетрадиционных техниках, как кляксография, монотипия, набрызг и так далее, разнообразит творческое воображение и фантазию ребенка. Кроме того, дети с ОВЗ по-разному овладевают движениями, направленными на изображение простых предметов: одним достаточно общего показа, чтобы они смогли повторить движение и получить изображение; другие не могут перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного показа, а нужно, чтобы рука почувствовала движение. Лепка является одним из видов художественного творчества. На занятиях по лепке дети учатся лепить из пластилина, глины, теста доступные формы. Готовые изделия могут быть плоскостными и объёмными. Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются тесто и пластилин. Ребятам очень нравится из теста лепить разные фигурки, а после высыхания фигурки раскрашивать разноцветной гуашью. А рисование пластилином - увлекательное и полезное занятие, так как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку. Особенно когда приходится размазывать пластилин по поверхности или отщипывать мелкие кусочки. А это хорошо развивает мелкую моторику рук.Аппликация один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону. Для аппликации с детьми ОВЗ очень удобна техника коллажей.

К концу дошкольного возраста при условии коррекционной работы у детей с ОВЗ формируется довольно стойкое положительное отношение к изобразительной деятельности. Они любят участвовать со своими работами в выставках в детском саду, демонстрировать рисунки родителям, взрослым

Комментариев нет:

  Нетрадиционное рисование  – искусство изображать, не основываясь на традиции.  Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впеч...